Сайт-портфолио Колбасовой Светланы Геннадьевны

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 21.05.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Файлы » Классному руководителю [ Добавить материал ]

Основные направления работы с "трудными" учащимися
[ Скачать с сервера (53.0 Kb) ] 06.08.2011, 08:17

Основные направления работы с "трудными" учащимися

    

I. Изучение "трудных"

 

     1. Выявление "трудных" школьников  6 класса, составление карточек на каждого из них с учетом:  фамилии,  имени,  года рождения, класса,  здоровья,  учебы, поведения, общественной активности, состава семьи,  педагогической обстановки,  эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

     2. Проведение  анкеты  "Выявление трудновоспитуемых детей в классе".

     3. Установление характера педагогической запущенности,  отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

     4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

     5. Изучение  полезных интересов,  способностей и профессиональных намерений.

 

     II. Реализация личностного подхода.    

 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

 - Любить и уважать трудных сложнее,  чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

 - Говорить с трудным как со взрослым,  не ломать резко его нравственные взгляды,  даже если они ошибочны,  а влиять на них постепенно.

-  Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу,  верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

     2. Создавать такую обстановку ученья,  общения,  труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

   - Предоставлять  трудному возможность проявить себя с положительной стороны,  скомпенсировать его недостатки выявлением  положительных сторон;

   - организовать переубеждение на его собственном опыте.

     3. Исключить  принуждение,  а  также всякое выделение недостатков ребенка;

-Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

-  Предъявляя требования к  трудному,  нельзя  урожать,  вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

 - Быть искренним,  не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

     4. Организовать атмосферу "успеха",  помогать детям учиться  "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

     -Вызывать, искать все положительное в трудном,  опираться,  делать ставку на его проявление;

     - Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

     5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих;  развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

     - Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

     - вовлекать  и включать трудного в жизнь коллектива,  противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

     6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью  для своих воспитанников.

     - Влиять на трудного прежде всего примером  собственного  поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;

     - Беречь ребячьи тайны, не предавать их;

     - Требовать от себя больше, чем от окружающих.

 

Планирование работы классного руководителя c "трудными" учащимися:

 

      Задачи воспитательной работы:

†  Воспитание у "трудных" наблюдательности,  добросовестности,  бодрости,  способности к сотрудничеству, бережливости, трудолюбия, отзыв-

чивости на добро, вежливости, исполнительности, эмоциональной сдержанности.

†  С "трудными" детьми вести индивидуальную работу,  оказывая помощь в  учении,  преодолении неумелости,  укрепляя интерес к познавательной

деятельности, дружбе с одноклассниками.

      Разделы плана:

     а) Работа с коллективом учащихся по реализации Программы воспитания  (по  Кочетову);  направление  коллективного воздействия на детей,имеющих девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: познавательную,  игровую,  общественно полезную;  коррекция форм общения, поведения,  формирования культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками.

     б) Деятельность детей,  направленная на  вовлечение  "трудных"  в КТД, классное самоуправление и т. д.

     в) Индивидуальная работа со слабоуспевающими, "трудными" учащимися и их семьями.  Оказание педагогической помощи родителям, их детям  учебной помощи,  контроль за поведением детей в школе и вне ее, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса" школы.  Темы бесед и консультаций:  "Помощь детям в учении", "Роль мамы (папы) в создании положительного микроклимата в семье",  "Дети и деньги", "Детская ложь" и др.

     Задачи воспитательной работы:

†  Осуществление взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания.  Организация самопознания и индивидуальной работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами воспитанности "трудных".  Обучение их культуре поведения на основе управления собой.

†  Знакомство с правовыми нормами поведения.  Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям, младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов.  Борьба с вредными привычками.

     Разделы плана:

     а) Пути формирования воспитывающего детского коллектива в классе.

     б) Оранизация  самопознания  и самовоспитания "трудных" подростков.

     в) Определение  форм индивидуальной помощи,  выявление пробелов в знаниях и способов их  ликвидации,  поднятие  престижа  и  уважения  к "трудным"  через систему посильных поручений.  Организация медицинской помощи,  включение в работу кружков, секций, вовлечение в движение милосердия. Педагогические консультации по теме:  "Ваш беспокойный  ребенок","Семейные проблемы",  круглые столы "Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др.

     г) Совместная работа с семьей,  общественностью и правоохранительными органами.

         Задачи воспитательной работы:

†  перестройка отношений "трудного"  подростка(снять  настрой  на  ситуацию  конфликта)  в отношениях с учителями,  со сверстниками,;  

†  перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм взаимодействия коллектива  и  личности,  формирование коллективных мнений о подростке,  оценочных суждений о нем;  включение"трудного" в общение со сверстниками,  в систему деловых и межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности).

†  перестройка отношения к учебной деятельности, к труду

     Разделы плана:

     а) Работа  с  коллективом учащихся по реализации целевых Программ "Твое призвание", "Культура и личность", "Мир человека", "Творчество и самотворчество",  "Безопасное  поведение",  направленных на расширение культурного кругозора,  воспитание ответственного отношения  к  жизни, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения,  организацию самопознания и самовоспитания, самореализации.

     б) Деятельность детей. Включение "трудных" в общественно полезныедела:  в  чередование творческих поручений,  КТД "Истина",  "Красота","Интеллект", "Добро". Классное самоуправление. Самодиагностика личности "трудного".

     в) Индивидуальная работа.  Работа по  преодолению  эгоистичности, лености  и лживости - главных .

 

Организация помощи "трудным".


Организация личности "трудного" ребенка.

 

  1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях,  умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
  1. Снятие "синдрома неудачника".
  1. Забота об укреплении положения детей  в  классном  коллективе,организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
  1. Формирование положительной Я -  концепции.  Создание  личности обстановки  успеха,  одобрения,  поддержки,  доброжелательности анализ каждого этапа,  результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений.  От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  1. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка,  опираться на его  положительные  качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

 

                   Организация медицинской помощи

     1. Проведение  систематического  диспансерного  осмотра  детскими врачами "трудных" школьников с целью диагностики  отклонений  от  нормального поведения,  причин психофизиологического, неврогенного характера.

     2. Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

     3. Предупреждение привычек к курению,  влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

     4. Половое просвещение "трудных" подростков.  Решение проблем половой идентификации.

 

Организация психологической помощи

     1. Изучение  психологического  своеобразия  "трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению,  волевого развития личности,  профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

     2. Выявление  проблем  семейного воспитания:  не отреагированность чувств и  переживаний  родителями,  неосознанная  проекция  личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

     3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

     4. Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с  целью  помочь  им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

     5. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

 

         Организация свободного времени "трудных" школьников

     Свободное время - умение разумно и интересно,  с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны,  досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью,  добровольностью  видов  и форм деятельности,  широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений.т д. Количество  свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов,  а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается  неумение  "трудного"  рационально  использовать свое свободное время,  неразвитость у него умений и навыков  досуговой  деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности,  умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

     1. Изучение интересов и способностей детей.

     2. Вовлечение "трудных" в  кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия.

     3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

     4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях).  По необходимости помочь  в  переориентации интересов.

     5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

     6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома,  сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей 

Категория: Классному руководителю | Добавил: SVETlana | Теги: работа классного руководителя, работа с трудными, трудные учащиеся, индивидуальный подход
Просмотров: 17783 | Загрузок: 1319 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Классному руководителю [7]
Материалы в помощь классному руководителю
Учителю начальной школы [9]
Материалы для учителей начальной школы
Друзья сайта
  • Вики Владимир
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Педсовет. орг
  • Педсовет. cу
  • Сеть творческих учителей
  • Про школу ру
  • Завуч инфо
  • Советую посетить
    Банк Интернет-портфолио учителей

    Сайт-портфолио Колбасовой С.Г. |