Сайт-портфолио Колбасовой Светланы Геннадьевны

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 17.05.2024, 22:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Файлы » Учителю начальной школы [ Добавить материал ]

Работа с текстом в начальной школе
[ Скачать с сервера (158.2 Kb) ] 07.08.2011, 09:05

 Виды работ с текстом в начальной школе:

  • Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.
  • Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.
  • Внимательно прочитать текст.
  • Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)
  • Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.
  • Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.
  • Восстановить деформированный текст, части текста.
  • Распределить заголовки согласно содержанию текста.
  • Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение цепочкой по абзацу.
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
  • Нахождение самого длинного слова в тексте.
  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
  • Нахождение в тексте и чтение сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
  • Чтение с пометками непонятных слов.
  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

Приём «человечек».

В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения.

Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их, т.е. составляют план.

Виды планов:

  • Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
  • Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
  • Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)
  • Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)
  • Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)

Требования к формулировке пунктов плана:

  1. В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
  2. Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
  3. Пункты плана должны быть краткими, чёткими.

Работа над планом.

1.     Прочитать текст.

2.     Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.

3.     Разделить текст на части.

4.     Озаглавить каждую часть.

5.     Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.

Памятка для самопроверки.

1.     Соответствует ли содержание высказывания (текста) заглавию (теме)?

2.     Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?

3.     Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

4.     Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?

5.     Правильно ли связаны между собой части текста и соседние предложения? (Выделены ли части текста красной строкой)?

6.     Те ли слова подобраны для раскрытия темы? Верно ли построены предложения?

7.     Интересно ли и понятно всё изложенное читателю (слушателю)?

Советы родителям

"Как воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению».

 

1.     Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

2.     Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3.     Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4.     Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

5.     Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6.     Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7.     Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.

8.     Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому – нибудь из домашних.

9.     Поощряйте чтение.

10.                       Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11.                       В доме должна быть детская библиотечка.

12.                       Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13.                       Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

14.                       Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15.                       Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16.                       Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17.                       Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.


Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими  источниками информации на разных ступенях обучения.

1 класс

Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтении. Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту.

Учиться правильно пользоваться уче6ником,  под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.

Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному; членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.

2 класс

Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным чтением. Темп чтения вслух - 50 слов в минуту.

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.

3 класс

Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами; выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям. Темп чтения вслух - 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту.

Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.

Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.

4 класс

Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Темп чтения вслух - 120, про себя - 120-140 слов в минуту. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять простой план.

Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу. 

Категория: Учителю начальной школы | Добавил: SVETlana | Теги: работа с текстом, чтение в начальной школе
Просмотров: 21865 | Загрузок: 1637 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 2
2 Людмила  
0
Огромная БЛАГОДАРНОСТЬ от бабушки трёх внуков---ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНО!!!!!Ё

1 Наталья  
0
Огромное спасибо! Вы такая молодец!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Классному руководителю [7]
Материалы в помощь классному руководителю
Учителю начальной школы [9]
Материалы для учителей начальной школы
Друзья сайта
  • Вики Владимир
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Педсовет. орг
  • Педсовет. cу
  • Сеть творческих учителей
  • Про школу ру
  • Завуч инфо
  • Советую посетить
    Банк Интернет-портфолио учителей

    Сайт-портфолио Колбасовой С.Г. |