Основные направления работы с "трудными"
учащимися
I. Изучение
"трудных"
1. Выявление
"трудных" школьников 6 класса,
составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии,
имени, года рождения, класса, здоровья,
учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных
проблем.
2.
Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в
классе".
3. Установление
характера педагогической запущенности,
отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых
качеств.
4. Определение
коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к
группировкам микрорайона.
5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
II. Реализация личностного подхода.
1. Видеть в каждом
ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
- Любить и уважать
трудных сложнее, чем хороших детей, но
любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими
эмоциями;
- Говорить с трудным
как со взрослым, не ломать резко его
нравственные взгляды, даже если они
ошибочны, а влиять на них постепенно.
- Забывать плохое
сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным
оптимистическую гипотезу, верить в
исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
2. Создавать
такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы
себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
-
Предоставлять трудному возможность
проявить себя с положительной стороны,
скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
- организовать
переубеждение на его собственном опыте.
3. Исключить принуждение,
а также всякое выделение
недостатков ребенка;
-Понимать причины детского незнания и неправильного
поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.
- Предъявляя
требования к трудному, нельзя
урожать, вспоминать прошлые
грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
- Быть
искренним, не лицемерить с трудным, не
морализировать, не унижать его.
4. Организовать
атмосферу "успеха", помогать
детям учиться "победно",
обретать уверенность в своих силах и способностях.
-Вызывать, искать
все положительное в трудном,
опираться, делать ставку на его
проявление;
- Не скупиться на
поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.
5. Учить школьника
видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему
коллективу и к социальному целому.
- Всячески
поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для
этого специальные педагогические ситуации;
- вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения
вредным влияниям.
6. Завоевывать
уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и
быть интересной и значимой личностью для
своих воспитанников.
- Влиять на
трудного прежде всего примером
собственного поведения, доброго,
справедливого отношения к делу, к людям, к детям;
- Беречь ребячьи
тайны, не предавать их;
- Требовать от
себя больше, чем от окружающих.
Планирование работы классного
руководителя c "трудными" учащимися:
Задачи
воспитательной работы:
Воспитание
у "трудных" наблюдательности,
добросовестности, бодрости, способности к сотрудничеству, бережливости,
трудолюбия, отзыв-
чивости на добро, вежливости,
исполнительности, эмоциональной сдержанности.
С
"трудными" детьми вести индивидуальную работу, оказывая помощь в учении,
преодолении неумелости, укрепляя
интерес к познавательной
деятельности, дружбе с
одноклассниками.
Разделы плана:
а) Работа с
коллективом учащихся по реализации Программы воспитания (по
Кочетову); направление коллективного воздействия на детей,имеющих
девиантное поведение; опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую,
общественно полезную; коррекция
форм общения, поведения, формирования
культуры поведения, культуры чувств; борьба с вредными привычками.
б) Деятельность
детей, направленная на вовлечение
"трудных" в КТД,
классное самоуправление и т. д.
в) Индивидуальная
работа со слабоуспевающими, "трудными" учащимися и их семьями. Оказание педагогической помощи родителям, их
детям учебной помощи, контроль за поведением детей в школе и вне
ее, вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса"
школы. Темы бесед и консультаций: "Помощь детям в учении", "Роль
мамы (папы) в создании положительного микроклимата в семье", "Дети и деньги", "Детская
ложь" и др.
Задачи воспитательной работы:
Осуществление
взаимосвязи воспитания "трудных" в коллективе и самовоспитания. Организация самопознания и индивидуальной
работы. Организация психолого-педагогического просвещения, работа с картами
воспитанности
"трудных". Обучение их
культуре поведения на основе управления собой.
Знакомство
с правовыми нормами поведения.
Воспитание ответственности за поступок, уважения к взрослым, родителям,
младшим. Формирование нравственно-ориентированных взаимоотношений полов. Борьба с вредными привычками.
Разделы плана:
а) Пути
формирования воспитывающего детского коллектива в классе.
б)
Оранизация самопознания и самовоспитания "трудных"
подростков.
в)
Определение форм индивидуальной
помощи, выявление пробелов в знаниях и
способов их ликвидации, поднятие
престижа и уважения
к "трудным" через
систему посильных поручений. Организация
медицинской помощи, включение в работу
кружков, секций, вовлечение в движение милосердия. Педагогические консультации
по теме: "Ваш беспокойный ребенок","Семейные
проблемы", круглые столы
"Семейная педагогика", организация Дней открытых дверей и др.
г) Совместная
работа с семьей, общественностью и
правоохранительными органами.
Задачи воспитательной работы:
перестройка
отношений "трудного"
подростка(снять настрой на
ситуацию конфликта) в отношениях с учителями, со сверстниками,;
перестройка
воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм
взаимодействия коллектива и личности,
формирование коллективных мнений о подростке, оценочных суждений о нем; включение"трудного" в общение со
сверстниками, в систему деловых и
межличностных отношений, в коллективно организуемые виды деятельности).
перестройка
отношения к учебной деятельности, к труду
Разделы плана:
а) Работа с
коллективом учащихся по реализации целевых Программ "Твое
призвание", "Культура и личность", "Мир человека",
"Творчество и самотворчество",
"Безопасное поведение", направленных на расширение культурного кругозора,
воспитание ответственного отношения
к жизни, труду, формирование
культуры межличностного и межполового общения,
организацию самопознания и самовоспитания, самореализации.
б) Деятельность
детей. Включение "трудных" в общественно полезныедела: в
чередование творческих поручений,
КТД "Истина",
"Красота","Интеллект", "Добро". Классное
самоуправление. Самодиагностика личности "трудного".
в) Индивидуальная
работа. Работа по преодолению
эгоистичности, лености и лживости
- главных .
Организация помощи "трудным".
Организация личности "трудного"
ребенка.
- Постоянное отслеживание
пробелов в знаниях, умениях и
навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных
занятий, помощи и консультирования.
- Снятие "синдрома
неудачника".
- Забота об укреплении
положения детей в классном
коллективе,организация помощи "трудным" в выполнении
общественных поручений.
- Формирование положительной
Я - концепции. Создание
личности обстановки
успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого
этапа, результата деятельности
ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к
педагогике сотрудничества и заботы.
- Оказание педагогической
помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать
ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и
занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
1.
Проведение систематического диспансерного
осмотра детскими врачами
"трудных" школьников с целью диагностики отклонений
от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного
характера.
2. Оказание
помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.
3. Предупреждение
привычек к курению, влечению к алкоголю
и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и
самовнушение.
4. Половое
просвещение "трудных" подростков.
Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
1. Изучение психологического своеобразия
"трудных" подростков, особенностей их жизни и воспитания,
умственного развития и отношения к учению,
волевого развития личности,
профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития,
патологических проявлений.
2. Выявление проблем
семейного воспитания: не
отреагированность чувств и переживаний родителями,
неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание,
неприятие, негибкость родителей и т.д.
3.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих
проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
4. Индивидуальные
беседы с "трудными" детьми с
целью помочь им совершать более осмысленные поступки,
подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении
с другими.
5. Коррекция
положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени "трудных" школьников
Свободное время -
умение разумно и интересно, с пользой
для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема
"трудных" детей. С одной стороны,
досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов
и форм деятельности, широкими
возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений.т д. Количество свободного времени у "трудного"
вырастает в неделю приблизительно до 50 часов,
а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение
"трудного"
рационально использовать свое
свободное время, неразвитость у него
умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту
пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной
деятельности, умения и навыки
самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения
добиваться поставленной цели.
1. Изучение
интересов и способностей детей.
2. Вовлечение
"трудных" в кружки, секции,
общественно-полезную деятельность, движение милосердия.
3. Особое
внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку,
отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и
необходимых для развития книг.
4. Изучение
участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства
(компаниях). По необходимости помочь в
переориентации интересов.
5. Поощрение
любых видов художественного и технического творчества "трудных" и
участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
6. Организация
для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных
лагерей
|