Виды
работ с текстом в начальной школе:
- Выделить
главную мысль в каждой смысловой части текста.
- Записать
выделенные предложения в виде пунктов плана.
- Внимательно
прочитать текст.
- Найти
в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие
выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные
части)
- Разделить
текст на достаточно большие законченные смысловые части.
- Повторно
прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное
содержание текста.
- Восстановить
деформированный текст, части текста.
- Распределить
заголовки согласно содержанию текста.
- Ответить
на вопросы, охватывающие не всё содержание текста
- Инсценирование текста или
отрывка.
- Выборочное чтение (с
определенным заданием).
- Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение».
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение цепочкой по абзацу.
- Чтение с целью нахождения
подходящего отрывка к рисунку.
- Чтение с целью нахождения
отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Нахождение предложения или
отрывка, отражающего главную мысль текста.
- Нахождение и чтение образных
слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с
логическим ударением.
- Вычленения слов из текста к
предложенной схеме, например: чк, чн.
- Кто быстрее в тексте найдет
слово на определённое правило.
- Нахождение самого длинного
слова в тексте.
- Нахождение двух-, трёх-,
четырёхсложных слов.
- Нахождение в тексте и чтение
сочетаний: местоимение + глагол и т. п.
- Чтение с пометками непонятных
слов.
- Нахождение и чтение в тексте
слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)
Приём «человечек».
В каждом
тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст
– это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище –
основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте -
основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе
практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это
1-2 предложения.
Каждая часть
по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль
каждой части и озаглавливают их, т.е. составляют план.
Виды планов:
- Вопросный
(Как? Сколько? Когда? Почему?)
- Тезисный
(кратко сформулированная идея рассказа)
- Назывной
(план записан в виде тезисов, но без глаголов)
- Опорная
схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих
наибольшую смысловую нагрузку)
- Комбинированный
(сочетает в себе разные виды планов)
Требования к
формулировке пунктов плана:
- В
пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно,
о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
- Пункты
плана должны быть связаны по смыслу.
- Пункты
плана должны быть краткими, чёткими.
Работа над
планом.
1. Прочитать текст.
2. Определить идею, т.е. главную мысль
и сформулировать её.
3. Разделить текст на части.
4. Озаглавить каждую часть.
5. Перечитать текст и ещё раз продумать
формулировки пунктов плана.
Памятка для
самопроверки.
1. Соответствует ли содержание
высказывания (текста) заглавию (теме)?
2. Не пропущено ли главное,
подтверждена ли фактами основная мысль?
3. Нет ли в тексте лишних фактов,
предложений, слов?
4. Логично ли построен текст, не надо
ли что-то переставить?
5. Правильно ли связаны между собой
части текста и соседние предложения? (Выделены ли части текста красной
строкой)?
6. Те ли слова подобраны для раскрытия
темы? Верно ли построены предложения?
7. Интересно ли и понятно всё изложенное
читателю (слушателю)? Советы родителям
"Как
воспитать и поддержать в деталях привычку к чтению».
1. Наслаждайтесь чтением сами
(цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и
вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.
2. Читайте детям вслух с самого раннего
возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием
аудиозаписей сказок.
3. Берите с собой детей в библиотеку и
учите пользоваться её фондами.
4. Показывайте, что вы цените чтение:
покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
5. Сделайте чтение увлекательным
занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут
использовать в своей жизни.
6. Пусть дети сами выбирают себе книги
и журналы.
7. Подпишитесь на журналы для ребёнка с
учётом его интересов.
8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким
детям или кому – нибудь из домашних.
9. Поощряйте чтение.
10.
Играйте в
настольные игры, которые предполагают чтение.
11.
В доме
должна быть детская библиотечка.
12.
Собирайте
книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о
динозаврах, космических путешествиях и т. д.)
13.
Предложите
детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен
фильм.
14.
Если дети
посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
15.
Устройте
домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
16.
Почаще
спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
17.
Детям
поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них
появится ощущение законченности и удовлетворения.
Родителям
предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка
вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением
удовольствия от такого общения.
Нормативы
сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях
обучения.
1 класс
Читать тексты
словами и слогами, правильно выделять ударный
слог. Участвовать в тихом хоровом чтении. Темп чтения
вслух к концу года — 30 слов в минуту.
Учиться правильно пользоваться
уче6ником, под руководством
педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам,
заданиям, образцам.
Воспринимать на слух небольшую
сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать
простейшую оценку прослушанному; членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или
о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.
2
класс
Правильно, сознательно читать целыми словами,
соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным
чтением. Темп чтения вслух - 50 слов в
минуту.
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением,
находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться
заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищем
художественных и научно-популярных
текстов, соответствующих требованиям программы,
рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.
3 класс
Правильно, сознательно и выразительно читать целыми
словами; выделять при чтении важные по смыслу
слова, соблюдать паузы между предложениями
и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям. Темп
чтения вслух - 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту.
Ориентироваться в содержании учебника,
самостоятельно знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы,
данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.
Слушать чтение несложных художественных и
научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты,
последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя,
производя элементарный смысловой анализ,
слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.
4 класс
Читать в соответствии с литературными нормами;
пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению. Темп чтения вслух
- 120, про себя - 120-140 слов в минуту. Самостоятельно обращаться к
вопросам и заданиям учебника; работать
со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; учиться
самостоятельно составлять простой план.
Слушать
чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения;
воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать
товарища, подвергая ответ простейшему анализу.
|